Стили семейного воспитания.

суббота, 10 сентября 2011 г.



Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
•Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
•    Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. 



Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заменители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой  и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
•    Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
•    Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
     Помимо этого выделяют также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, протекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
1.  Развитие ребенка в условиях воспитания по типу «кумира семьи».
Все родственники ребенка с раннего детства неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными навыками. Все, что бы он ни делал, оценивается окружающими как исключительное и прекрасное явление. В таких условиях ребенок привыкает постоянно быть  в центре внимания. Родственники с готовностью выполняют любое желание своего любимца. То, чего другой ребенок добивается упорным трудом, этот может получить за милую улыбку «нужному человеку». В таких обстоятельствах почти неизбежно формируются эгоцентризм и капризность, стремление к подчинению себе окружающих, нежелание считаться с чужими интересами, высокомерие.
Нередко подобного рода воспитание наблюдается в семьях, где есть поздний, красивый или высокоодаренный ребенок. Если с возрастом ситуация изменится и способность к самокритике, самоконтролю и самовоспитанию окажется достаточно развитой, то может произойти постепенная коррекция утрированных черт характера, и тогда человек станет в достаточной степени гармоничным и адекватным во взаимоотношениях с людьми.
2.Развитие ребенка в условиях воспитания по типу «золушки». Такое воспитание можно назвать деспотичным за любую шалость, проступок, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует неправомерно тяжелое и жестокое наказание. Дети никогда не встречают в семье эмоциональной поддержки, поощрения за любые свои успехи. Все их дела и достижения расцениваются в семье как само собой разумеющееся, более того – детям постоянно напоминают, что  от них ждут гораздо большего. Часто такое поведение проявляется по отношению к эмоционально отверженным, нежелательным детям либо детям «запланированным», от которых ожидают только радости и удовольствия, поэтому родители находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их ожиданий. У этих детей могут формироваться такие черты характера, как изворотливость, лживость, двуличность, лицемерие, завистливость, замкнутость, склонность к патологическому фантазированию, недоверчивость и жестокость. При неблагоприятном стечении обстоятельств подобного рода черты характера становятся малообратимыми, в связи с чем  личностная дисгармония может стать устойчивой во времени.
3.    Развитие ребенка в условиях гиперопеки
Гиперопека может проявляться в чрезмерном стремлении оградить ребенка от от любых возможных опасностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают его, вмешиваются в его дела, терзая бесконечными советами, предостережениями и запретами. В таких условиях у детей не формируется инициативность, способность к предвосхищению событий, преодолению препятствий, сопротивлению и борьбе с опасностями.
С  другой стороны, гиперопека может сопровождаться резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений, навязыванием ему родительских установок, взглядов и привычек.И в том и в другом случае ребенок вырастает безвольным, безынициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможностей  самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и недовольстве собой по этому поводу.                                
4.    Развитие ребенка в условиях гипоопеки
Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиваться «места под солнцем» собственными силами.
Мир взрослых оказывается для него чуждым. Он отвергает их нормы поведения, их ценности, запреты, поэтому нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей этики. Там он находит «тепло» и «заботу», которых та недоставало в семье. Отсюда вытекают особенности деформации характера ребенка: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от любых форм упорядоченной учебы, труда, нормативов общественно необходимого поведения.
5.    Развитие ребенка в условиях непоследовательного и противоречивого воспитания 
Нередко ребенок оказывается в ситуации, когда каждый из членов семьи убежден, что только он способен «правильно» воспитать ребенка и обеспечить ему будущее в соответствии с собственными представлениями. Дети вынуждены приспосабливаться к требованиям каждого и пытаться соответствовать их ожиданиям, что приводит к отсутствию стержневых личностных установок, к приспособленчеству, своеобразной мимикрии, т.к. в противном случае ребенок будет выслушивать порицания, подвергаться прессингу и даже наказаниям со стороны членов семьи, установки которых он не реализует. Нечто аналогичное может происходить и тогда, когда родители не знают, как целесообразно воспитывать ребенка, поэтому хаотично меняют свои установки и оценки поведения ребенка, за одни и те же действия то, порицая его, то поощряя.


0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Психология +детский сад © 2011-2012