немецкий богослов Толук
Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского и означает "лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей".
Материнская депривация - воспитание человека в условиях, когда с детства он оказывается лишенным матери или других "близких взрослых", которые в обычной семье как бы даны ребенку самой природой.
В начале 80-х годов внимание многих ученых привлекла монография Т.Верни "Тайная жизнь ребенка до рождения". Томас Верни подчеркивает, что любящие и имевшие хороший эмоциональный контакт со своим ребенком матери рождают более уверенных в себе и более защищенных детей.
Он считает, что привязанность к неродившемуся еще ребенку это лучший способ охраны его здоровья, и влияние этой привязанности и не ограничивается периодом внутриутробного развития: в большей мере она определяет будущие отношения матери и ребенка.
В 1951 г. вышла книга английского ученого Джона Боулби «Материнская забота и психические расстройства". В той книге употребляется в качестве медико-педагогического определения термин "отсутствие материнской заботы", получившей с легкой руки Боулби широкое распространение. Д. Боулби более полувека занимался проблемой развития детей «живущих без полноценного контакта с матерью. Для правильного формирования характера на всю жизнь, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может - ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха. В поведении ребенка насильственно разлученного с матерью, можно выделить следующие друг за другом фазы: фазу протеста, фазу отчаяния, фазу вынужденного примирения. Дети, воспитывающиеся без матери, могут, по Боулби, расти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям. Из всего того, о чем писал Боулби в течение более полувека, с бесспорностью можно признать только одно: для гармоничного развития характера ребенка необходима материнская забота.
В I971г. доктор Майерхофер выпустила книгу "Раннее воспитание личности. Психология в детском возрасте". Она привлекла внимание своей активной направленностью, отчетливым пониманием того, что во главе угла всего лечебного и воспитательного процесса должна стоять любящая своего ребенка мать. Будут любящие своих детей родители - будут хорошие дети.
Значение ранних эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видна на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Согласно Гарри.Харлоу, первое чувство, которое проявляется в жизни живого существа, - любовь к матери и полноценное развитие ребенка может осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются ребенком лишь в ситуациях действительной опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель. Чтобы играть, ребенку необходимо одно глобальное условие - рядом должна быть мать, возможность контактов с которой позволяет ребенку при столкновении с новым и неизвестным испытывать не ужас, тревогу и страх, а интерес и любопытство, не тормозить, а развивать активность.
Формирующееся на ранних этапах онтогенеза чувство базового доверия к миру, основывается на теплоте и постоянстве, материнской заботы.
Отсутствие базового доверия к миру и рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.
Необходимость проявления эмоциональной теплоты, как ни странно признается далеко не всеми. Часто даже любящие матери полагают, что детей надо держать в строгости, чтобы они не избаловались, росли самостоятельными. На первом году жизни ребенок нуждается не в принципиальности матери и не в собственной самостоятельности, а в постоянном, неизменном, безусловном проявлении материнского тепла, любви, ласки. Отсутствие материнской заботы может вести к очень тяжелым соматическим расстройствам уже у детей двухмесячного возраста, так как организм грудного ребенка для правильного функционирования должен получать из внешней среды комплексы раздражителей, которое предоставляет ему естественная забота матери.
Конечно, ребенок, оставленный матерью еще в родительном доме, не перевивает разлуки с ней, однако материнская депривация, от которой он страдает с первых дней своей жизни, оказывает необратимое влияние на дальнейшее развитие ребенка. Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения, оказывающегося в условиях материнской депривации, Дж.Боулби обозначал как "безэмоциональный характер". Обобщенный портрет этого типа личности можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимее отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
Разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообше отсутствие близких взрослых: сказывается и на развитии познавательных функций детей. Зигмунд Фрейд в ряде работ развивает мысль о том, что разлука с матерью заставляет остро переживать свою беспомощность, вызывает у него повторно эмоцию страха, в результате чего это переживание фиксируется, вступает в связь с каким-нибудь внешним объектом и переходит в фобию.
0 коммент.:
Отправить комментарий